Премастеринг

Премастеринг

Промышленное производство оптических дисков любых форматов в компании L-PRO начинается с подготовки информации. Этот процесс носит название премастеринг. Попробуем разобраться в том, что он включает и как протекает. Как уже упоминалось, любая информация, размещаемая на диске имеет цифровую форму, а поэтому самым первым шагом премастеринга является оцифровка исходной информации, если последняя имела аналоговую форму. Следует иметь в виду, что сам процесс оцифровки достаточно сложен и полное его изложение не входит в функции нашей компании.

Итак, исходная информация оцифрована должным образом и готова к переносу на диск. Однако, чтобы она оказалась на большом числе отпечатанных дисков, да ещё и нужного качества, необходимо сначала перенести её на матрицу, с которой будут печататься диски. Для изготовления матрицы, в свою очередь, требуется изготовить её «информационную основу», так называемый «мастер-диск».

Создание такого «мастер-диска» является второй задачей премастеринга. Работа эта непроста, включает в себя разные по сложности этапы, зависящие от формата будущего оптического диска. Рассмотрим несколько подробнее процесс создания мастер-диска CD-A (Compact Disk-Audio).

Для любознательных
До изобретения так называемых болванок термин «мастер-диск» не существовал, исходную информационную основу собирали на магнитную «мастер-ленту». Первоначально для этого использовался кассетный формат «U-matic», заимствованный из аналоговой видеозаписи и приспособленный под оцифровку звука и запись служебной разметки для CD. Затем его вытеснил цифровой кассетный формат «DAT».

Это наиболее простой пример в работе премастеринга в результате которого будет записана требуемая аудио информация на болванку CD-R в виде аудио файлов, состоящих из 2-х основ: заголовка (header) и аудио данных в специальном формате, особенность этого формата — указание длины и местоположения трека/раздела на диске не в байтах, как обычно, а в минутах/секундах/долях секунды, что обычный файловый менеджер «не понимает». Заголовок используют для хранения служебной информации об этом файле, такой как: разрешение, частота дискретизации, тип компрессии (сжатия).
Существует два режима записи дисков: TAO (Track-at-Once — «трек за один раз») и DAO (Disk-At-Once — «диск за один раз»).
В режиме ТАО записывающий лазер выключают после записи каждого трека и снова включают, если надо записать ещё один трек, даже если несколько треков записывают подряд в одной операции записи. С этим связаны некоторые потери полезной информационной ёмкости из-за того, что лазер невозможно выключить мгновенно. Такие диски называют мультисессионными. Дорожки, записанные в этом режиме, разделены промежутками, называемыми GAP-ами, которые обычно составляют 2 секунды.

Все современные CD-записывающие устройства поддерживают этот режим. Однако, при изготовлении мастер-диска необходим режим записи DAO, так как устройства, применяемые для изготовления матриц, обычно требуют отсутствие GAP-ob.
В режиме DAO весь диск записывают за один приём без выключения лазера. Такие диски называют односессионными. Одна сессия не означает наличие одной звуковой дорожки, так как в современных CD-A треков обычно столько, сколько отдельных аудиокомпозиций. В режиме записи DAO важно, чтобы поток данных, поступающих в привод, не прерывался.
В результате на CD-R будет записана исходная аудио информация в необходимом для производства матрицы виде.

Как и любой другой компакт-диск, CD-A содержит:

  1. вводную область (Lead-in Area), физически представляющую собой кольцо ближе к центру диска шириной 4 мм, диаметром 46-50 мм, которая состоит из 1 дорожки (Lead-in Track). Эта дорожка содержит так называемый ТОС (Table of Contents — список содержимого), в котором описаны абсолютные временные адреса треков и начала выводной области;
  2. область данных (Data Area);
  3. выводную область (Lead-out Area), физически представляющую собой кольцо ближе к краю диска шириной 4 мм, диаметром 116-117 мм. Состоит из 1 дорожки (Lead-outTrack) и является обозначением конца сессии.

Перед тем, как использовать созданный мастер-диск для изготовления матрицы, специалисты компании L-PRO обязательно проверяют его качество. При этом убеждаются в отсутствии внешних дефектов на соответствие сформированной на нём информации, целостность содержащейся информации (то есть количество цифровых ошибок при считывании информации, а также «читаемость» этой информации.

Алгоритм проверки качества мастер-диска формата CD-A может быть следующим:

  • отсутствие внешних повреждений (царапин, точек, пятен и т. п );
  • длина трека-не менее 4 секунд;
  • максимальное количество треков — 99-
  • частота дискретизации — 44,1 кГц;
  • разрядность — 16 бит;
  • время проигрывания — не более 78,5 минут (в принципе, максимальное время проигрывания может быть до 81, 5 минуты, однако качество воспроизведения в этом случае не гарантировано);
  • диск должен быть записан в режиме «Disk-at-Once»;
  • при тестировании диска в с помощью программы «Plextools» в режиме «CD-Q- Check C1/C2 Test» измеренные параметры должны быть:

С1 менее 220 (рекомендовано не более 50);
С2 не более 5;
CU=0;

  • проверка проигрывания диска.

В случае, если мастер-диск записан неправильно, то, как вариант решения задачи, его содержимое можно скопировать на жёсткий диск, а затем создать виртуальный проект диска, в котором информация будет правильно организована. Этот проект, в целях удобства, может быть снова записан на CD-R, и, таким образом, мы создадим новый мастер-диск, либо его виртуальный проект, с которым будет работать оператор мастеринга.
Убедившись в должном качестве мастер-диска, оператор премастеринга приступает к заключительному этапу работы — созданию «DDP» (DDP — Disk Description Protocol) мастер-диска, то есть виртуального проекта мастер-диска («имиджа»). Для этого специалисты компании L-PRO используют специальную программное приложение GearPRO-mastering.

DDP включает файлы, содержащие как основную аудио, так и служебную информацию которая будет представлена на будущем диске (его контент). DDP описывает контент диска так, чтобы оборудование применяющееся на следующем этапе производства компакт-дисков, мастеринге, могло «понять» что это такое и что с этим делать.

На примере создания мастер-диска формата CD-A можно убедиться, насколько ответственен данный этап производства. Однако CD-A является наиболее простым среди прочих форматов.

Процесс создания мастер-дисков форматов CD-ROM, DVD-ROM:
DVD-Video, по существу, аналогичен предыдущему, но имеет ряд особенностей.
Информация на CD-ROM, как и на CD-A, также организована в секторы. Однако, поскольку данные требуют более тщательной защиты от ошибок, чем звук, часть дискового пространства используют для дополнительного уровня защиты от ошибок, применяя код EDC/ECC (Error Direction and Correction Code). Мастер-диск CD-ROM также записывают в режиме «Disk-at-Once».
Как и у CD-ROM, информационная область DVD-ROM разделена на вводную зону (lead-in zone), зону данных (data zone) и выводную зону (lead-out zone). На двухслойном одностороннем диске каждый слой (L0 и L1) содержит свою зону данных, кроме того, слой L0 содержит вводную зону, а слой L1 — выводную зону. Для перехода луча от слоя к слою используется промежуточная зона (middle zone).

Однослойный мастер-диск формата DVD-ROM (DVD-5) можно записать с помощью любой программы записи, а с двухслойным (DVD-9) сложнее, так как для мастер-диска важно местоположение точки перехода между слоями L0 и L1. При производстве матрицы необходимо, чтобы первый слой (L0) на мастер-диске был по продолжительности больше второго слоя (L1).
Формат DVD-Video создан на базе DVD-ROM. Для создания мастер-диска DVD-Video исходный видеоматериал переводят в формат MPEG-2. Такой метод позволяет значительно сэкономить ёмкость диска, сохраняя высокое качество изображения. Аудио сигнал, и как звуковое сопровождение фильма для DVD-Video, и как основное содержание

DVD-Audio диска, также кодируют с применением специальных алгоритмов сжатия. Максимально на DVD-Video можно записать до восьми независимых цифровых потоков звукового сопровождения, которые будут содержать либо разноязычные версии в одном и том же формате, либо передавать звук в различных цифровых форматах. DVD-Audio позволяет записать до 6 каналов.
Наиболее сложной задачей, являющейся последней частью в подготовке материала для записи на DVD, является так называемый авторинг. В результате авторинга многоязычные звуковые потоки сводят вместе, импортируют или генерируют субтитры, расставляют входные точки, присваивают ссылки и адреса, образуя сложную структуру видеоматериала с разветвлённым продолжением сюжета или многочисленными углами зрения, добавляют меню.

В итоге происходит окончательное сведение звукового и видеоматериала. В процессе авторинга может быть произведена установка возрастного контроля, введён региональный код, установлена защита от перезаписи. Существует множество программ для DVD-авторинга, как, например, ReelDVD, Scenarist DVD-Lab и другие.
Таков вкратце процесс премастеринга — процесс создания мастер-диска для производства матрицы, которая, в свою очередь, будет являться информационной основой при тиражировании оптических дисков на заводе компании L-PRO.

Цепочка контроля качества, используемая нами, позволяет гарантировать заказчику точное соответствие мировым стандартам. Разумеется, структура и содержание изготовленных компакт-дисков будут точно соответствовать содержанию и структуре исходника — мастер-диска заказчика.

Только мастер-диски, получающие оценку «Отлично», отправляются на участок мастеринга, где происходит перенос данных с мастер-диска на матрицу.