Шелкография на CD,DVD дисках

Шелкография на CD,DVD дисках

Шелкографическая или шелко-трафаретная печать на CD,DVD в компании L-PRO – традиционный вид печати на дисках.

Данный метод считается наиболее подходящим для печати графических изображений (с количеством цветов от 1 до 5-ти), точной передачи текста и линейных элементов. При этом виде печати на CD-дисках используются от одной до четырех взаимно ориентированных печатных формы.

Шелкография отлично подходит для печати тиражей CD-дисков, в макетах которых преобладают цветные области с однородной заливкой (логотипы, текст, графика). В этом случае получается насыщенная и чистая картинка. Полноцветная шелкография реализуется с помощью растрирования, когда оттенки формируются группой отдельных точек. Отсюда — более зернистое изображение.

Для создания изображения применяется печать красками по палитре Pantone. Это позволяет выдержать точный фирменный цвет, что немаловажно при соблюдении корпоративной стилистики организации. Также возможна CMYK печать на дисках, но при этом не исключено искажение растровых изображений и градиентов.

Шелкография также позволяет печатать специальными UV утверждаемыми красками ( серебро, золото, металлик, флуоресцентные краски и т.п.) Скорость печати по этой технологии впечатляет: до 5000 оттисков в час!

Для любознательных о цвете 
Цвет, видимый человеческим глазом, трудно измерить, он образуется только в процессе визуального восприятия, в котором участвуют как сам предмет, так и зрительный нерв и мозг. Хрусталик глаза проецирует образ на сетчатку, и 125 миллионов клеток рецепторов сетчатки преобразуют падающий свет в биотоки, которые затем по зрительным нервам передаются в зрительный центр мозга. Рецепторы сетчатки состоят как из колбочек, воспринимающих красный, зелёный и синий цвета, так и из светочувствительных палочек, не различающих цвета, но обеспечивающих зрение при недостатке света.

Всем прекрасно известно, что солнечный свет разлагается на семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый, но вот незадача — в спектре отсутствуют пурпурные и коричневые цвета!
Не будем «пудрить» мозги читателю: все цветовые тона создаются смешением «идеальных» аддитивных (RGB) цветов красного, зелёного и синего, или субтрактивных (CMY) цветов голубого, пурпурного и жёлтого.
RGB используется в телевидении, a CMY в фотографии. Мы же, добавив чёрный, будем использовать CMYK, то есть автотипную печать.

Шелкографией называют процесс трафаретной печати, знакомой большинству читателей. Этот метод основан на простейшем ограничении наносимой краски посредством «масок», т. е. шаблонов, трафаретов. В плотном материале прорезают отверстия по контуру наносимого рисунка. Затем трафарет накладывают на запечатываемую поверхность, и через прорези красящим тампоном наносят изображение. Если применить несколько трафаретов и красок, то можно получить вполне сносный по качеству многоцветный рисунок. В нашем случае процесс много сложнее, но принцип тот же. Вообще, у этого способа очень глубокие корни.

CD — диск покрашенный методом шелкографии, красный цвет имеет яркую, насыщенную цветопередачу!

Для любознательных
Шелкография является, наверное, самым древним и практичным методом печати. Её история относится к далеким векам до нашей эры. Согласно дошедших до нас исторических фактов, шелкография, возможно, возникла недалеко от Средиземного моря, если точнее, то в области между Месопотамией и Финикией. Многие особые совпадения указывают на то, что хранителями шелкографии, которая тогда рассматривалась как искусство, были финикийцы.

Археологические раскопки и исторические исследования показывают, что финикийцы нашли способ воспроизводить рисунки, по крайней мере, на ткани, с помощью технологий, которые, конечно, ничего общего не имеют с современными. Но с уверенностью можно сказать, что именно тогда зародилась «множительная система» — система повторения изображений.

Очень значительное улучшение метода произошло целых 18 столетий спустя, примерно в 1185-1333 гг. около города Камакура (остров Ниппон), бывшего тогда столицей Японии. В этом городе тогда процветали все виды искусства, включая печать. Декорировались доспехи самураев и украшения для коней, как трафаретным методом, так и с помощью гениального новшества: поскольку резерв изображения, полученного только путём вырезания материала, не держал вместе весь рисунок, изображение вырезалось и наклеивалось на своего рода сетку, состоящую из нитей, сделанных из человеческих волос, натянутых на деревянную рамку.

Таким обра-зом, изображение держалось вместе во всех его частях, а присутствие тонких волос становилось незаметным, когда тампон, смоченный пигментом, прижимался к декорированной ткани. В Европе в средние века наблюдалось распространение этого метода печати, получившего большое развитие в конце XVI века. Большой шаг вперёд произошёл в 1907 году, когда некий Симон из Манчестера запатентовал процесс трафаретной печати через шёлковую ткань резиновым ракелем под названием SILK SCREEN PRINTING (англ. «печатание шёлком»). Отсюда и берёт своё название шелкография

Технология шелкографии — это совокупность нескольких технологий: натяжения ситовой ткани на формные рамы, эмульгирования печатных форм просушки и много другого.выбора
В целом весь процесс можно разделить на пять основных операций:

1. Натяжение и закрепление ситовой ткани на рамки, в нашем случае металлические
2. Нанесение светочувствительной эмульсии и её сушка;
3. Засвечивание через фотографическую плёнку сепарированного изображения ультрафиолетовой лампой, при котором происходит задубливание эмульсии в местах засветки.
4. Проявка, а точнее смывка незадубленной эмульсии, при которой обнажаются участки сетки, через которые будет продавливаться краска, с последующей сушкой.
5. И, собственно, печать.

Несложно догадаться, что для получения цветного изображения по цветовой модели CMYK потребуется четыре трафарета для последовательного продавливания четырёх полупрозрачных красок: Cyan (голубой), Magenta (пурпурный), Yellow (жёлтый) и Black (чёрный). Совокупность слоёв и составляет полноцветное изображение. В аббревиатуре «CMYK» буква «К» применена просто для удобства произношения вместо буквы «В».

Недостатками этого метода являются недостаточная детализация картинки, невозможность получить плавные градиенты и частое возникновение муара. По сути, изображение получается точечным. Плёнка, через которую засвечивается сетка, уже имеет растр — точечную (сетчатую) текстуру. Сетка, в свою очередь, так же имеет сетчатую структуру с определённым размером ячейки. При наложении одной сетчатой структуры на другую возникает муар. Величина точки обусловлена размерами ячейки сетки и линеатурой плёнки, что делает невозможной качественную детальную прорисовку. А неравномерность смывки эмульсии влечёт за собой неравномерность градиентов. Но в целом картинка смотрится довольно хорошо. А плашки — просто великолепно.

Несомненным преимуществом метода является печать заказными красками. Заказные цвета стандартизованы и объединены в библиотеки, в которых каждый цвет представлен образцом и именем или номером. Заказными цветами печатаются, в основном, логотипы, корпоративные цвета заказные фоны, то есть те элементы, которые требуют точного значения цвета. Заказчику достаточно снабдить дизайнера или печатника ссылками ссылками на используемые цвета библиотеки. Самым популярным в полиграфии является семейство библиотек фирмы PANTONE, которое включает в себя краски для печати на специальных видах бумаги, текстильные и на металлизированные краски, краски типа «электрик» и др. краски.
Печать производится методом «мокрое по сухому», когда после каждого нанесения диск проходит под ультрафиолетовой сушкой, и только после этого накладывается следующий слой краски.

Таким образом, каждый запечатываемый диск проходит под пятью ультрафиолетовыми лампами, что даёт быстрое и качественное отверждение специальной, так называемой ультрафиолетовой краски или лака. Базовые CMYK-краски наносят на заливку: белую сплошную подложку. Впрочем заливка может быть и не белой, и не сплошной, а выборочной.
Печать — лишь верхушка айсберга кропотливой работы по подготовке сетчатых форм.
Сначала нужно подготовить металлические рамки для натяжения и закрепления на них ситовой ткани. Поверхность периметра рамки должна быть тщательно обработана. Она должна иметь хорошую шероховатость и чистоту, что достигается зачисткой рамки любым подходящим способом.

               Затем на рамку натягивается и закрепляется сетка. Для каждого тиража требуется 4-5 трафаретов. Натяжение и закрепление сетки осуществляют на специальном столе. Натягивание ткани производится с помощью замечательных приспособлений — клуппов, которые посредством пневматики выполняют двойную работу — зажим полотна сетки и её натяжение по поверхности разложенных на столе рамок.

               Геометрия ячейки — важный параметр! Нити основы должны быть чётко перпендикулярны нитям утка, и сила натяжения должна быть равной по всему периметру. Для этого используется так называемая двухконтурная система натяжения. Один контур регулирует натяжение по оси X, другой по оси Y. После того, как ткань растянута над рамками и натяжение проверено с помощью специального прибора -тензометра — сетка закрепляется по периметру рамок очень прочным двухкомпонентным клеем. После сушки ткань обрезают по периметру рамок, и мы держим в руках «заготовку» для будущего трафарета.

Теперь самое время наделить сетку «чувствительностью» к узкому диапазону видимого света — ультрафиолетовому спектру, этот процесс называется эмульгированием. На сетку наносится светочувствительная эмульсия, которая при облучении под ультрафиолетовой лампой задубливается и становится стойкой к воздействию воды. Когда-то эмульсия наносилась кистью или ракелем — нудное занятие.
Прогресс не стоит на месте, теперь достаточно на слегка смоченную водой сетку приложить плёночку CAPILLEX и просушить её в сушильном шкафу. Сетка готова к засветке.
Преклонного возраста фотографы помнят процесс печати фотографий, тем более его классический вариант — контактный метод. Этот метод заключается в засвечивании светочувствительного материала через прозрачную плёнку с нанесённым на неё изображением при прямом, тесном контакте. Попросту, фотоплёнка с изображением одного сепарированного CMYK цвета накладывается на сетку, и несколько сеток с наклеенными на них плёнками засвечиваются ультрафиолетовой лампой в копировальной раме некоторое количество времени.

Как уже говорилось, на полностью прозрачных участках происходит стопроцентное задубливание капилекса, и так по градации — 90-процентные участки чёрного дают 10-процентное задубливание, 80% — 20%, 70% — 30%, и т. д. Следовательно, мы получаем сетку с разными участками задубленной эмульсии, что, собственно, и составляет изображение.

Незадубленная эмульсия смывается и под напором воды оголяется сетка с аналогичной процентовкой доступа краски. Затем следует сушка в сушильном шкафу. Трафарет готов.

Для любознательных
Пыль на производстве CD и DVD, как уже говорилось, злейший враг. Работа с капиллярной плёнкой — не исключение: любая пылинка, попавшая в область картинки, приводит к браку. Надо помнить, что нельзя получить картинку лейбла диска лучше, чем сама печатная форма. Поэтому пыль надо убирать любым удобным способом, не допуская её осаждения на диапозитивы, эмульсию, стекло камеры экспонирования! Для получения хорошего разрешения картинки следует использовать современные сетки №№ 750-165 с диаметром нити 31-27 мкм и натягивать их с усилием не ниже 20-22 Н/см равномерно по всем направлениям, а иначе неизбежен муар на картинке лейбла.
После нанесения капиллярной плёнки на сетку трафареты необходимо тщательно сушить, так как плохо высушенный эмульсионный слой повлияет на полноту экспонирования, а значит, на качество картинки и тиражестойкость трафарета.
Хранить неэкспонированные трафареты нужно при жёлтом (неактиничном) освещении и подальше от установки экспонирования.