Ценности культивируемые русским роком (80-90г.)

Блог

0

Ценности культивируемые русским роком (80-90г.)

Вашему вниманию предлагается небольшой обзор тех ценностей, что прививались русским роком в 80-е, и что изменилось с течением времени, если изменилось. Обзор на примере следующих групп: «Кино», «Наутилус Помпилиус» (упоминая и «Ю-Питер»), «Алиса», «Агата Кристи» (включая «the Matrixx» – сольный проект Г.Самойлова), «Король и шут» (включая сольный проект А.Князева – «Княzz»).

Начиная с зарождения русского рока, что начало происходить с 60-х годов, когда у истоков стояли «Машина времени», «Аквариум», «ДДТ» и другие, русский рок, разумеется, всегда опирался на западный. Впервые в СССР зазвучал призыв к свободе, к освобождению от тоталитарного режима, к обретению индивидуальности, поиска себя. Такие песни как «Вот, новый поворот», «Однажды мир прогнется под нас», «Город золотой» и многие иные вышеназванных коллективов, заставляли народ задуматься, что идеалы Советского союза – вовсе не все, что есть в мире, и вовсе не обязательно слепо подчиняться диктатуре, отказываться от самого себя, своих собственных идей и стремлений. Именно поэтому основной тематикой тех групп были социальные вопросы, несправедливость, обретение гармонии и покоя, а то и постоянный призыв к революции.

Но по-настоящему осознать жажду перемен, ощутить ее всем сердцем, прочувствовать, каково это – иметь смелость и выйти из «серой массы», выбрав свой путь, свой облик, люди смогли только к 80-м годам. С появлением группы «Кино» советская музыка, как и мировоззрение граждан, изменились навсегда. «Перемен» с Виктором Цоем подпевала вся молодежь, все, в чьих сердцах появилась надежда на изменения, стоило только поверить в себя, как призывал Цой – тем самым, в песне реализовалась огромная ценность – ценность свободы. В творчестве «Кино» просматривается и дух объединения, патриотизма – особенно в песне «Группа крови», а в знаменитой «Звезде по имени Солнце», ставшей знаменем группы, четко прослеживалось умение видеть хорошее и прекрасное, когда в трудные минуты мы все же видим Солнце, даже сквозь «желтый дым», закрывающий облака. Солнце у каждого внутри – недопустимая мысль советской идеологии, но именно ее не хватало гражданам великой страны. Такой простой и доступной.

Подхватив волну пропаганды ценностей личности и свободы, развивала свое творчество и группа «Наутилус Помпилиус» с ее неизменным лидером Вячеславом Бутусовым и автором текстов – поэтом Ильей Кормильцевым. В «Скованных одной цепью» максимально точно отражается вся ситуация, сложившаяся в СССР, весь ее строй, идеология – «за красным восходом розовый закат», принципы, системы и несмолкаемые доносы – «Я беру чью-то руку, а чувствую локоть». Музыка Наутилуса еще больше дает напряжения и угнетенности, поскольку помимо привычных гитар и ударных, они использовали саксофон и разнообразные клавишные. Она давала огромное разнообразие в образах и усиливала эффект, как отрицательный, так и положительный, благодаря также и уникальным текстам. «Князь тишины» — тоже яркое отражение советского времени конца 80-х, когда каждый боялся сказать лишнее слово, и порой в угоду своего достоинства и чести безопаснее было промолчать – «…но только оглядываться мы не должны…», однако в то же время автор тут же добавляет: «…и горе мне, если впал я в безмолвие». А о «железном занавесе» ярко рассказывается в песне «Прощальное письмо» — «Гудбай, Америка, где я не буду никогда…». «Взгляд с экрана» также поднимает проблему фанаства, чрезмерного увлечения звездами кино, музыки, т.е. кумирами.

Раньше, чем «Наутилус» и немного ранее, чем «Кино», набирала популярность группа «Алиса» с Кинчевым во главе. Первый лидер был другой, но именно песни, харизма и голос Константина сделали группу культовой. Они привнесли в русский рок частицу панка, созданного и набравшего обороты в Англии, и именно команда Кинчева ярко разнообразила существующую музыку и оставила след для каждого из тех групп, не только для простых слушателей. «Алиса» активно несла ценность истинного патриотизма, когда свободные, творческие люди объединяются, чтобы стать сильнее и противостоять власти – примеры-песни «Мое поколение», «Мы вместе», «Все это рок-н-ролл», ставшие гимнами для рок-коллективов и по сей день.

«Агата Кристи» — группа середины 90-х годов. Тема свободы личности все еще актуальна, но уже гораздо менее необходимы такие призывы, и социальная проблематика теряет популярность. В этом плане новая группа с мистическими текстами появляется как нельзя кстати. Братья Вадим и Глеб Самойловы удачно вписались в новое время, начав исполнять и писать песни о чудесах (например, «Чудеса», «Сказочная тайга»), неведомых явлениях, собственных переживаниях. На первое место выходят ценности любви, взаимоотношений, богатого внутреннего мира. Так, в песне «Как на войне», ставшей главным хитом группы, подчеркиваются все перипетии, что происходят между мужчиной и женщиной – «я на тебе, как на войне, а на войне, как на тебе…». Появляются и депрессивные мотивы («Письмо», «Порвали мечту» и проч.), которые раньше не были свойственны рок-музыке.

После распада Советского Союза, даже частично и раньше, рок-музыка перестала быть под запретом. С одной стороны, это уменьшило значение социальной тематики, с другой стороны, позволило музыкантам улучшать музыкальную составляющую, придавая меньшее значение текстам, как в лучших традициях западного рока. Появление такой группы как «Король и шут» на отечественной сцене стало важной вехой истории, словно именно их и не хватало, для полного осознания свободы, разнообразия, стирания всех границ. Неповторимые и устрашающие образы на сцене, грим, гримасничанье и самые настоящие театральные постановки, а также одна из главных фишек — отсутствие передних зубов у главного вокалиста, Михаила Горшенева, а в дизайне упаковки компакт-дисков использовались потрясающие образы. Второй вокалист, основной автор текстов, Андрей Князев писал такие страшные истории и сказки, что просто захватывало дух и поражало воображение. Приобретают важность ценности любви, высмеивание глупости и лицемерия, жадности и других пороков, т.е., по сути, растет ценность честности, также самосовершенствования, самораскрытия.

После распада «Агаты Кристи» Глеб Самойлов основал новую группу «the Matrixx», играющую альтернативную готику. Ценности развиваются иные: ценность быть непохожим человеком возрождается, не следовать стереотипам («Ненормальный», «Один из вас», «Форма», «Космос»), однако она теперь сопровождается проблемами непонимания в обществе таких людей. Время не советское, а проблема действительно мало, чем отличается. Акцентируется внимание на проблемах одиночества, прослеживается и социальная тематика («Мы под огнем», «С чекою в зубах»). Ценность любви минимальна, но есть («Опасность», «Любить снова»).

Стоит отдельно отметить, что не только ценности свободы, любви, наличие и отстаивание своего мнения, некая мистика и волшебство, но и в последнее десятилетие особое место занимает тематика православия, христианские мотивы. Не сказать, что проблема интересует молодые группы, но такие признанные мэтры как Константин Кинчев, лидер «Алисы», и Вячеслав Бутусов, нынешний лидер «Ю-Питера», и не только они (тема религии по-прежнему сопровождает творчество Б. Гребенщикова, безусловно), давно придерживаются выбранной проблематики, в их песнях, в разном музыкальном оформлении, с разными образами, но перекликается и проскальзывают различные библейские сюжеты. У Бутусова это, например, яркие песни «Фея», «Богомол», «Сердце камня» и образы более завуалированные, у Кинчева с «Алисой» — возможно, наиболее яркими будут «Всадники», «Ангел», «На пороге неба», «Небо славян» и другое.

Тем самым, от ценностей свободы, формирования собственного мнения и поддержания его, справедливости русский рок никуда не ушел, не отступил. Социальная тематика немного угасла, однако приобрела популярность тема патриотизма, поучительных, ироничных историй. И, конечно, вечная тема любви. У кого-то о взаимной и счастливой, у кого-то – о безответной. Рок- групп выпустивших огромное количество CD в России много: и Земфира с жизненной, проникновенной лирикой, и «Мумий Тролль» со «Сплином» с загадочными, невообразимыми историями, и жестко-социальные «Последние Танки В Париже» (ПТВП), и металлический коллектив с громким названием «Ария», и мелодичные «Би-2» со знаменитым нашумевшим хитом «Полковнику никто не пишет», и прочие коллективы, не менее достойные и уникальные. Все они, так или иначе, в большей или меньшей степени, опирались и исходили именно из представленных выше творческих единиц, наиболее сильно оказавших влияние на российский рок.

комментариев

Комментариев пока нет